Тарту — фестиваль.

Я не люблю осень. Никогда не понимала, как «унылая пора» может быть «очей очарованьем». Уж что-то одно должно быть, простите меня, Александр Сергеевич. Чем здесь очаровываться, когда дождь, слякоть, ветер гнет черные ветки, и серый цвет начинает царствовать повсюду?  Сказал же Исаак Бабель: «На носу очки, а в душе осень». Он одессит, он знает цену солнцу, синему небу и открытым плечам, золотистым от загара.  Вот где очей очарованье, таки я вам скажу!

Однако я отвлеклась. Я не люблю осень, и поэтому всегда прохожу мимо нее. Я спешу по своим делам, закрывшись зонтиком, и стараюсь не замечать мрачного неба, свинцовых туч, потемневших намокших листьев. Включаю с утра яркий свет и музыку, пью кофе на бегу.  И так помаленьку дотягиваю до первого снега, до белизны дворов и морозных узоров на стекле. А там, глядишь, и Новый год, сверкание разноцветных огоньков в окнах, таинственное мерцание елочных шаров… Вот и проскочили, можно жить дальше.

В этом году я впервые за много лет встретилась с другой осенью. С той самой золотой осенью, воспетой поэтами и писателями, которую я всегда считала их лирической фантазией. И случилось это благодаря Тарту.

«Я думаю, будет опять превосходная осень,

Суха и прозрачна, а, главное, в меру длинна…»- пела Татьяна Синицына красивым, проникающим в душу голосом, и она была права. Осень в Тарту была действительно превосходная.  Подозреваю, что организатор Тартуского фестиваля авторской песни Людмила Месропян вступила в некую тайную сделку с высшими силами, потому что сама такая осень не приходит. Это я вам говорю, как человек, ведущий с ней ежегодную войну.

Парки  солнечного Тарту сверкали всеми оттенками желтого, багряного, золотого, словно по ним прошелся кистью какой-то жизнерадостный бесшабашный художник. Это был такой импрессионизм в осеннем варианте — и по краскам, и по настроению. Последний буйный всплеск радости существования на этой земле перед тишиной и покоем зимних дней. Прозрачный воздух, казалось, похрустывал вместе с шуршащими под ногами листьями.  И синий цвет неба был необычайно густ и ярок — такое небо бывает разве что в горах в солнечный день. Хотелось идти среди этого сияния куда глаза глядят, вдыхая его, как целительный бальзам.

 Мы шли по городу, аккуратному, ухоженному, уютному тем неподражаемым уютом маленького старинного городка, где у всего есть история, колорит и тайна. Заходили в маленькие кафе, где можно было согреть озябшие руки, выпить маленькую стопочку коньяка и ароматный кофе, съесть изысканный бутерброд с селедочкой и нежное пирожное. И радовались тому, что звезды сошлись так верно и привели нас сюда.

Впрочем, почему звезды? Жизнь порой показывает, что многие чудеса рукотворны.  Очень часто у чуда есть свой автор.

Я редко бываю на фестивалях. Увлекаясь авторской песней с 80-х годов, мы с мужем в свое время накатались  по фестивалям столько, что теперь подходим к подобным поездкам крайне избирательно. В конце концов, теперь, в эпоху Интернета, любого автора можно увидеть и услышать, не вставая с дивана. Ездишь, в сущности, не из-за желания попасть на чей-то концерт. Скорее выберешь место проведения, шанс увидеть что-то еще — разумеется, в сочетании с возможностью пообщаться со старыми друзьями и послушать.  И еще — особенную атмосферу именно этого фестиваля. То, что так непросто создать и еще сложнее сохранять.

Фестиваль в Тарту проходит всего второй раз. Он пока не слишком известен, и собирает не так много людей. Однако я думаю, что ключевое слово здесь — пока. Потому что организаторам  удалось  прежде всего именно создание атмосферы — уникальной и необычной.  Когда слух об этом разнесется по городам и весям, не сомневаюсь, что желающих стать участниками фестиваля прибавится. Ибо это — как раз та изюминка, на которой он может существовать.  Пригласить «звезд» авторской песни с концертами, привлечь спонсоров, снять красивый зал — не всегда легко, но обычно после некоторых усилий удается. А вот атмосфера — это нечто такое неуловимое, что трудно сформулировать словами, невозможно перенять у кого-либо или купить. Она или хороша  — или нет.

Может быть, кто-то был в Москве в известном ресторане «Обломов»? Концепция его такова: вы пришли не в ресторан, вы приехали в гости к вашему старому другу-помещику, очень хлебосольному и щедрому, и он так рад гостям, что готов расшибиться в лепешку, чтобы они были довольны. Однако при этом он деликатен, тактичен, ненавязчив, понимает, что гостям и с дороги отдохнуть надо, и побеседовать о своем. Он всегда рядом, он улавливает ваши потребности  с полуслова, легок в общении и улыбчив — и в то же время всегда знает, когда появиться, а когда исчезнуть, чтобы не мешать наслаждаться отдыхом.  И вы расслабляетесь, радуетесь вкусной еде и общению, жизнь становится приятнее во всех отношениях, а проблемы уходят далеко на задний план.

Я рассказываю об этом, потому что атмосфера, созданная Людмилой и ее командой  на фестивале, напоминала именно такую концепцию. Мы приехали не в отели и не на концерты — мы были в гостях у очень открытых, доброжелательных, заботливых людей,  умудрившихся представить своим домом целый город. Фестиваль стал событием не для узкого круга любителей авторской песни — в эстонском городе он стал культурным явлением, коснувшимся всех. Даже продавцы в магазинах были в курсе и приветливо упаковывали нам коробки конфет, приглашая приезжать еще.  Реклама,  призы,  буклеты, «посиделки» в кафе,  динамичная продуманная программа, быстрое решение всех бытовых вопросов, экскурсионный тур  — организаторы продумали все до мелочей. Фестиваль проходил практически без сбоев и накладок —  так работает хорошо отлаженный механизм. Без суеты, спокойно, с улыбкой прекрасные девушки с бэджиками появлялись всюду, как ангелы-хранители, регулируя процесс, легко договариваясь и утрясая мелкие проблемы. Чего стоила эта легкость — можно только догадываться. Фестиваль — событие сложное, многоплановое, с неожиданными обстоятельствами и непредвиденными ситуациями. Так что можно снять шляпу перед его хозяевами, которые не дали нам, гостям, возможность это почувствовать. Для нас все шло само собой, по накатанной колее, и вот эту заботливую хозяйскую руку,  все время готовую вмешаться и решить любой вопрос, мы ощущали постоянно. Атмосфера теплого, уютного, гостеприимного дома, где вам несказанно рады — вот, на мой взгляд, самое большое достоинство и отличие  Тартусского фестиваля.

Еще одна интересная особенность — попытка привнесения в жанр авторской песни элементов народной культуры, фольклора, поэзии и музыки Эстонии. Борцы за чистоту жанра могут возмущаться — обычно это не всеми приветствуется.  Я же сказала бы, что этот эксперимент оказался очень успешен — например,  Яак Йохансон добавил яркую и своеобразную ноту в общий строй концерта. И аудитория благодаря этому была неоднородна — концерты привлекли и эстонского зрителя. Вот еще одна причина того, что фестиваль поднялся на уровень общегородского культурного события, сближающего разноязыкие народы и помогающего им лучше узнать и понять друг друга. Замечательно, что фестиваль нашел поддержку на уровне города — горуправа Тарту, Эстонское молодежное объединение ЮНЕСКО при поддержке резервного фонда, культурный  отдел, Тарту Культуркапиталл активно участвовали в финансировании и организационной помощи.  Не остались в стороне и предприниматели города — типография Hoobeks,  Алексндри отель, кафе Вильде, звукозаписывающая студия «Neumann Stuudio».  Организаторов также поддержали представители армянского коньячного завода  «Арарат» в Эстонии. Это создало неповторимый колорит кавказского гостеприимства — в дополнение к радушию и уюту эстонского Тарту.  Сколько сил, времени и личного  обаяния вложила Людмила в то, чтобы все это случилось — остается только гадать.

Я не стану перечислять имена участников фестиваля — об этом написано немало. Чтобы создать себе представление, кто и что пел, самый лучший способ — зайти на сайт фестиваля и послушать. Организаторы позаботились и об этом  — для желающих есть самая подробная информация. Возможно, самых громких имен из мира авторской песни там не встретишь, но лично для меня было немало очень интересных авторов, чье присутствие украсит любую сцену. Вместе с возможностью услышать многих не только в зале, но и на вечерних посиделках в целом сложилась очень достойная картина. И хочется верить, что это только начало — если организаторы сумеют сохранить планку на таком уровне, в Тарту будет приезжать все больше и больше известных бардов.

Фестиваль закончился. Гости разъехались, увозя с собой впечатления, новые знакомства, призы, диски и вкусные конфеты фирмы «Калев».  Что дальше?

На мой взгляд,  есть две основных концепции песенного фестиваля: фестиваль-конкурс и фестиваль-праздник.  Фестивалей-конкурсов очень много на просторах бывшего Советского Союза.  Эта форма более традиционная, она знакома любому клубу авторской песни, любому региону.  Фестивалей-праздников гораздо меньше.  Они проходят реже, в основном за пределами постсоветского пространства, и требуют от организаторов нестандартного подхода и свежих идей.

Честно говоря, я не сторонник конкурсного варианта. По моему опыту, ни один фестиваль такого формата не обходился без обид, претензий, обвинений в необъективности и т.д.,  и т.п. К тому же что-то я не вижу прямой связи между победой в конкурсах и степенью популярности победителя в дальнейшем. Знаю много авторов-исполнителей, никогда не побеждавших в конкурсах или не принимавших в них участия, но ставших очень известными. И, наоборот, лауреаты многих конкурсов так и оставались «широко известными в узких кругах». Да и критерии, по которым кто-то выигрывает, а кто-то нет, весьма расплывчаты и субъективны. Маститые авторы, сидящие в жюри, далеко не всегда приходят к согласию, их мнения и вкусы  могут кардинально различаться. В этих случаях победа достается компромиссной фигуре, или фигура сия назначается волевым решением. Могут быть и иные варианты — в любом случае всегда остается масса не согласных с ними участников и зрителей. Возможно, звание лауреата льстит чьему-то самолюбию, но, по-моему, это не стоит такого количества потраченных нервных клеток на выяснения отношений среди  организаторов, жюри и участников.

Что же до фестиваля-праздника, то здесь соревновательный момент исчезает, и на первый план выходят другие ценности. Общение, возможность провести несколько дней в творческой, дружелюбной атмосфере «своих», отдохнуть душой, повеселиться, попеть вдоволь, увидеть и услышать что-то новое, мне кажется, намного важнее. В этом случае победа достается жанру как таковому — ведь если сотни людей находят время и средства приехать на фестиваль за тридевять земель, значит, это ценно. Конечно, всегда найдутся те, кто будет чем-то недоволен — такова уж человеческая природа. Однако конкурсный накал страстей здесь невозможен, а претензии по организационно-бытовым поводам не так страшны. К тому же этот формат дает простор для творчества — в его рамках можно создать множество интересных событий и реализовать самые неожиданные идеи.

Могу предположить, что гости фестиваля, приезжающие в Тарту не раз, будут нуждаться в течение дня в каких-то интересных зрелищах, помимо вечерних концертов.  Если не придерживаться твердой линии на чистоту жанра авторской песни, а пытаться исходить из идеи, что «темы всякие важны», можно предложить массу увлекательных  вещей. Я вижу, например, такие варианты:

—          поэтическая гостиная, где авторы выступают со своими стихами — это может быть сделано в романтическом антураже, со свечами, фоновой музыкой, обаятельной ведущей (мне кажется, одна из дочерей Людмилы вполне могла бы претендовать на такую роль), а может быть в виде авторской мастерской, где есть некий маститый поэт, комментирующий стихи.

—          полноценный концерт «звезды» авторской песни, специально приглашенной для участия в фестивале. Предполагаю, что многие известные авторы не будут особо заинтересованы в поездке в другой город, если им придется исполнять две-три песни в общем концерте, а вот ради сольного концерта в незнакомой им пока аудитории стать участником фестиваля будет намного интереснее. С другой стороны, много приглашенных «звезд» ни к чему — для двухдневного формата один большой концерт знаменитости — вполне достаточно.

— музыкально-литературные спектакли или программы, подготовленные заранее, как отдельное зрелище — вроде тех великолепных авторских программ, что делает Марина Меламед из Иерусалима. Не сомневаюсь, что и у других авторов есть что-либо подобное. Это интересно еще и тем, что здесь стык жанров — и авторская песня, и поэзия, и театр, и подлинная литература.

— концерт авторской песни не на русском языке — ведь участники фестиваля приезжают из разных стран.  Кроме песен на эстонском, было бы интересно услышать и финские, и немецкие, и чешские, и латышские песни — словом, песни на языках  стран–участников.  Если нет собственных песен, предложить спеть известных авторов в переводе на язык страны проживания — поставить такой эксперимент, предупредив участников заранее, было бы любопытно.  Или использовать красивые  песни, известные в этих странах — не сомневаюсь, что это бы расширило наши представления о музыкальной культуре других стран, да и для выступающих стало бы необычным и познавательным опытом.

— концерт тематический: например, юмористической, пиратской, ковбойской, детской песни, песен-пародий — да мало ли вариантов!  Он мог бы быть разным каждый год, тема — объявляться заранее, чтобы участники подготовились. Не сомневаюсь, что отличное исполнение даже известной песни вызовет отклик в зале, не говоря о том, что можно услышать хорошие, но новые для нас песни.

— концерт-посвящение  какому-то известному автору, ушедшему из жизни. Он может проходить в связи с чьим-то юбилеем, памятным событием, и даже просто так — потому что организаторы любят этого автора. Участники тоже должны быть оповещены о такой теме заранее и подготовить пару песен или стихов этого автора, а ведущий мог бы связать такие выступления воедино, рассказав о нем. Можно использовать видеоряд, отрывки из фильмов, слайд-шоу и многое другое.

Вот то, что приходит в голову с ходу. Думаю, что, поразмыслив, можно добавить еще немало тем — главное, чтобы было интересно этим заниматься. Такие программы не должны быть долгими, гораздо важнее, чтобы они были яркими и запоминающимися.

Второй аспект — как развить ту сторону фестиваля, что превратила его в событие общегородского культурного значения. Позиция городских властей мне представляется очень цивилизованной — далеко не всегда администрация и чиновники проявляют хоть какой-то интерес к подобным проектам, не говоря уж о финансовой помощи. Мне кажется, что, заручившись поддержкой городской управы, можно сделать фестиваль тем явлением, которого с нетерпением ожидают не только любители авторской песни, но и просто жители города. Тарту — небольшой город, и любое интересное мероприятие здесь будет иметь резонанс. Это привлечет новых спонсоров, поможет взаимопониманию разноязыкого населения,  сделает возможным взаимопроникновение разных культур. И, в конечном счете, принесет городу и дополнительные доходы, и репутацию места с интересной культурной средой.

Можно себе представить в рамках фестиваля такие события:

— выставка изделий местных народных ремесел или работ местных художников,

— фестиваль эстонской кухни, в виде интересного меню с презентацией на вечерних «посиделках» или точек торговли местными кулинарными изделиями в районе концертных залов,

— выставка детского творчества — местной художественной студии или что-то еще, что есть в городе,

— лекции известных в Тарту деятелей культуры,  искусства, историков, архитекторов и других ярких людей о городе, Эстонии, этнографии — словом, на любую интересную тему,

— лекция представителя коньячного завода «Арарат» об истории создания знаменитого коньяка, особенностях выращивания винограда, производства продукта — может, даже с дегустацией!

Я не знаю местной специфики, могу только предложить мое видение ситуации — хозяевам виднее, что именно будет возможно включить в программу фестиваля, что легче организовать, что, по их мнению, будет интересно и увлекательно. Мне кажется, что все это вполне реально. Идей, если подумать, найдется немало — обычно проблема не с идеями, а с их реализацией. Как сказал Владимир Высоцкий: «Настоящих буйных мало — вот и нету вожаков».  В случае с Тартусским фестивалем, по-моему, «буйных» — в хорошем смысле этого слова — достаточно. Посему искренне желаю им неиссякаемой энергии, энтузиазма и оптимизма. Эти качества необходимы, если ты ввязываешься в такое масштабное, хлопотное и непростое дело, как организация песенного фестиваля. Однако, глядя на Людмилу и ее команду, я не сомневаюсь, что они справятся. Мы же постараемся поддержать их, чем сможем.

А свое отношение к осени я с этого года изменила. Теперь я знаю, что есть уголок, где можно  подключиться к источнику энергии, развеять осеннюю печаль и ощутить всю прелесть и обаяние этой золотой поры. И я встречу следующую осень в предвкушении — что, без сомнения, дорогого стоит. К тому же приехать осенью в теплый дом — что может быть приятнее? Только за это уже можно сказать фестивалю спасибо.

Комментарии: 11 Просмотров: 1585

Anna A.
329 дней назад Цитата

Точно все подмечено автором, будет здорово, если получится именно так, как говорится в советах Аллы Горбач. Спасибо за все.


Соловьева Ирина
329 дней назад Цитата

Городу от фестиваля только одна польза, не сдавайтесь, Людмила, мы поддержим Вас во всем. Алла, спасибо Вам за теплые слова о нашем Тарту.

С уважением, Соловьева Ирина


mellnov-mellnov
Людмила Месропян
Привилегированный пользователь
Перевод Мирьям Лепикульт, Mirjam Lepikult
326 дней назад Цитата

 

Alla Gorbatš

(Minsk)

Tartu — festival

 

Mulle ei meeldi sügis. Ma pole kunagi aru saanud, kuidas see «nukker aeg» võib olla «võluvast võluvam». Midagi peab siin ju olema — andke andeks, Aleksandr Sergejevitš. Mis siin võluvat on, kui sajab vihma ja lörtsi, tuul räsib raagus oksi ja hall värv võtab kõikjal võimust? Isaak Babel ütles ju: «Prillid ninal ja sügis hinges». Ta oli odessalane, seega teadis päikese, sinitaeva ja kuldseks päevitunud katmata õlgade hinda. Vaat’ see on «võluvast võluvam», ütlen ka mina teile.

 

Kuid ma kaldusin kõrvale. Ma ei armasta sügist ja seepärast hoian temast alati eemale. Ajan kiiruga omi asju, peitudes vihmavarju alla, püüan mitte märgata morni taevast, tinahalle pilvi, läbivettinud koltunud lehti. Panen kohe hommikul ereda valguse põlema ja muusika mängima, rüüpan käigu pealt kohvi. Niiviisi pean tasapisi vastu, kuni tuleb esimene lumi, õu muutub valgeks ja aknale tekivad esimesed jäälilled. Ja näe, uus aastagi pole enam kaugel — värviliste tulede peegeldused akendel, kuuseehete salapärane sädelus … Nii et vedasime välja, nüüd võib jälle edasi elada.

 

Sel aastal kohtasin üle paljude aastate taas kord teistsugust sügist. Sedasama kuldset sügist, mida ülistavad luuletajad ja kirjanikud ja mida mina olen alati pidanud nende lüüriliseks fantaasiaks. Ja see kohtumine sai teoks tänu Tartule.

«Ma mõtlen, et taas saabub võrratu sügis,

kuiv, läbipaistev ja peamine –  parajalt pikk…»

Nii laulis Tatjana Sinitsõna oma kauni hingemineva häälega ja tal oli õigus. Tartus oli sügis tõepoolest võrratu. Kahtlustan, et Tartu autorilaulu festivali korraldaja Ljudmila Mesropjan  on sõlminud kõrgemate jõududega mingi salaleppe, sest ega selline sügis iseenesest saabu. Ja ma räägin seda teile kui inimene, kes on aastast aastasse sügise vastu sõda pidanud.

Sügisese Tartu pargid sädelesid kõikides kollase, purpurpunase ja kuldse värvi varjundeis, otsekui oleks mõni elurõõmus ja uljas kunstnik neist oma pintsliga üle käinud. Impressionismi sügisene variant — nii värvide kui ka meeleolu poolest. Viimane tuline rõõmupuhang olemasolu pärast siin maamunal enne talvepäevade vaikust ja rahu. Tundus, nagu krudiseks kristallselge õhk aegajalt koos jalge all sahisevate lehtedega. Ja taeva sinine värv oli erakordselt sügav ja kirgas — sellist võib ehk näha päikesepaistelise ilmaga mägedes. Tekib soov minna kesk sinetust sinna, kuhu silmad näevad, hingates seda sisse kui ravivat palsamit.

 

Me kõndisime nägusas, hoolitsetud, väikesele vanale linnale omase kordumatu hubasusega linnas, kus kõigel on oma ajalugu, koloriit ja saladus. Astusime väiksesse kohvikusse, kus sai soojendada külmetama kippuvaid käsi, võtta väike pits konjakit ja tass aromaatset kohvi, süüa hõrku võileiba ja pehmet pirukat. Ja me tundsime rõõmu selle üle, et tähtede soodne seis on meid siia kokku toonud. Muide, miks just tähtede? Elu näitab vahel, et paljud imed on inimkätega loodud. Väga sageli on imel olemas autor.

 

Ma käin festivalidel harva. 1980. aastatel autorilaulust vaimustudes käisime  abikaasaga omal ajal nii paljudel festivalidel, et nüüd suhtume sellistesse sõitudesse vägagi valivalt. Lõppude lõpuks saab ju nüüd, Internetiajastul, iga autorit näha ja kuulda ka kodus diivanilt tõusmata. Kui kuskile sõita, siis tegelikult mitte sellepärast, et kuulata kellegi kontserti. Pigem juba valid välja toimumispaiga, kasutad võimalust näha midagi seninägematut ja küllap mängib seejuures oma rolli ka võimalus kohata ja kuulata vanu sõpru. Ja veel — et kogeda just selle festivali ainuomast atmosfääri. Seda, mida on nii raske luua ja veelgi raskem säilitada.

 

Tartus toimub festival alles teist korda. See pole veel liiga tuntud ega too kohale teab kui palju inimesi. Ometi ma mõtlen, et võtmesõnaks on siin — veel. Sest korraldajatel on õnnestunud ennekõike just atmosfääri loomine — see on ainukordne ja haruldane. Kui kuuldus sellest üle ilma levib, siis, ma ei kahtle, tuleb osaleda soovijaid aina juurde. Atmosfäär ongi ju asja tuum, tänu millele festival saab kestma jääda. Kutsuda kontserte andma autorilaulu «tähti», kaasta sponsoreid, leida nägus saal — see pole alati kerge, kuid enamasti läheb pärast mõningaid jõupingutusi korda. Aga atmosfäär, vaat’ see on midagi nii tabamatut, et seda on raske sõnadesse panna, seda ei saa kelleltki üle võtta ega osta. Ta on kas hea või pole teda üldse.

 

Võib-olla on keegi teist käinud Moskva kuulsas restoranis Oblomov? Sellel on niisugune kontseptsioon: te ei tulnud mitte restorani, vaid külla oma vanale mõisahärrast sõbrale, kes on ääretult külalislahke ja helde ja rõõmustab külaliste saabumise üle nii väga, et poeb kas või nahast välja, et nood ainult rahule jääksid. Ja seejuures on ta veel ka delikaatne ja taktitundeline, mitte pealetükkiv, ta mõistab, et külalistel on pärast teekonda tarvis ka puhata ja omi asju arutada. Ta on alati teie kõrval, taipab teie soove poolelt sõnalt, suhtleb teiega kergelt ja naeratades, kuid teab samas alati, millal välja ilmuda ja millal tagasi tõmbuda, et mitte puhkuse nautimist häirida. Ja teie lõõgastute, rõõmustate maitsva toidu ja suhtlemise üle, elu muutub igas suhtes meeldivamaks ja kõik mured vajuvad kaugele tahaplaanile.

 

Ma jutustan sellest seepärast, et atmosfäär, mille Ljudmila koos oma meeskonnaga on festivalil loonud, meenutas just niisugust kontseptsiooni. Me ei saabnud mitte hotellidesse ja kontsertidele, vaid olime külas väga avatud, heasoovlikel, hoolivatel inimestel, kes mõistavad pidada koduks kogu oma linna. Festival kujunes sündmuseks mitte ainult autorilauluhuviliste kitsa ringi jaoks, vaid sellest sai Eesti linnas kõiki puudutav kultuuriüritus. Isegi müüjad kauplustes olid asjaga kursis ja pakkisid meile lahkelt kommikarpe, kutsudes meid edaspidigi Tartusse naasma. Reklaam, auhinnad, voldikud, kohvikukülastused, dünaamiliselt läbi mõeldud programm, kõigi praktiliste küsimuste kiire lahendamine, linnaekskursioon — kõik see oli korraldajail peensusteni läbi mõeldud. Festival möödus tõrgete ja viperusteta, just nii nagu töötab hästi õlitatud mehhanism. Rahulikud naeratavad neiud, nimesildid rinnas, ilmusid kõikjale nagu kaitseingid, pannes asjad sujuma, ja nõnda said kõik pisiprobleemid kergesti läbi rääkitud ja lahendatud. Mis aga peitus sellise kerguse taga, võib ainult aimata. Festival on keeruline, mitmetahuline sündmus, kus alati tuleb ette ootamatuid asjaolusid ja ettenägematuid olukordi. Nii et pererahva ees võib mütsi maha võtta, sest nad ei lasknud meil, külalistel, mingeid raskusi kunagi märgata. Meie jaoks oli kõik enesestmõistetav, kõik läks nagu lepase reega ning just seda hoolitsevat perenaisekätt, mis oli alati valmis sekkuma ja iga probleemi lahendama, tundsime igal sammul. Sooja, mugava, külalislahke kodu atmosfäär, kus teid lõpmata rõõmsalt vastu võetakse — see on minu meelest Tartu festivali suurim väärtus ja eripära.

 

Veel üks huvitav omapära seisneb aga selles, et siin püütakse autorilaulu žanriga kokku sobitada Eesti rahvakultuuri, folkloori, poeesiat ja muusikat. Žanri puhtuse eest võitlejad võivad ehk pahandada, tavaliselt ei suhtu kõik sellesse heakskiitvalt. Mina aga ütleksin, et see eksperiment osutus igati edukaks — näiteks Jaak Johanson lisas kontserdi üldisesse kulgu ereda ja omanäolise noodi. Ja tänu sellele polnud ka kuulajaskond ühetaoline, kontserte külastas ka eesti publik. See ongi üks põhjus, miks festival tõusis ülelinnaliseks kultuuriürituseks, mis lähendas eri keeli kõnelevaid rahvaid ning aitas neil üksteist paremini tundma õppida ja mõista.

 

On märkimisväärne, et festival leidis toetust linna tasandil — Tartu linnavalitsus, selle kultuuriosakond ja reservfond, Tartu Kultuurkapital ja Eesti UNESCO Noorte Ühendus osalesid aktiivselt finantseerimises ja andsid organisatoorset abi. Kõrvale ei jäänud ka linna ettevõtjad — trükikoda Hoobeks, hotell Aleksandri, kohvik Vilde, helisalvestusstuudio Neumann Studio. Oma panuse andsid ka Armeenia konjakitehase Ararat esindajad Eestis. See andis üritusele kaukaasialiku külalislahkuse kordumatu koloriidi — lisaks Eesti linna Tartu  külalislahkusele ja hubasusele. Kui palju jõudu, aega ja isklikku sarmi Ljudmila selle kõige kordaminekuks kulutas, võime vaid aimata.

 

Ma ei hakka üles lugema festivalil osalenute nimesid, sest neist on juba niigi kirjutatud ja mitte vähe. Parima ettekujutuse sellest, kes ja mida laulis, annab festivali koduleht, kus saab barde ise kuulata. Korraldajad on hoolitsenud ka selle eest, et soovijad saaksid kõige üksikasjalisemat informatsiooni. Võib-olla ei kohta siin autorilaulu maailma kõige kõlavamaid nimesid, kuid isiklikult minu jaoks jätkus küllaga väga huvitavaid esinejaid, kelle kohalolu kaunistab iga lava. Koos võimalusega kuulata paljusid mitte ainult saalis, vaid ka õhtustel koosviibimistel, tekkis väga hea tervikpilt. Ja ma tahaksin uskuda, et see on alles algus — kui korraldajad suudavad hoida sama kõrget taset, hakkab Tartusse kogunema aina rohkem kuulsaid barde.

 

Festival lõppes. Külalised sõitsid laiali, viies kaasa muljed, uued tutvused, auhinnad, plaadid ja maitsvad Kalevi kommid. Mis saab edasi?

 

Minu meelest on laulufestivalidel kaks põhikontseptsiooni: konkurss või pidu. Konkursina korraldatavaid festivale on endise Nõukogude Liidu avarustes väga palju. See on traditsioonilisem vorm, tuttav igale autorilaulu klubile igas piirkonnas. Festival-pidusid leidub märksa vähem. Need toimuvad harvemini ja enamasti postsovetliku ruumi piiride taga ning nõuavad korraldajatelt ebastandardset lähenemist ja värskeid ideid.

Ausalt öeldes mina ei poolda konkursivormi. Minu kogemuse järgi ei möödu ükski niisugune festival ilma solvumiste, pretensioonide, süüdistusteta erapoolikuses jne jne. Pealegi ei näe ma otsest seost konkursi võitmise ja võitja edasise populaarsuse vahel. Tean paljusid autoreid-esitajaid, kes pole kunagi konkursse võitnud ega neil osalenudki, aga on sellegipoolest väga tuntuks saanud. Ja vastupidi — paljud konkursside laureaadid ongi jäänud «laialt tuntuks kitsas ringis». Ja ka kriteeriumid, mille põhjal keegi võidab, on väga ebakindlad ja subjektiivsed. Žüriis istuvad auväärsed autorid ei jõua kaugeltki alati kokkuleppele, nende arvamused ja maitsed võivad suuresti erineda. Sel juhul pärjatakse võitjaks keegi kompromislik tegelane või määratakse võitjaau suvalise otsusega. Võib esineda ka muid variante, aga nii või teisiti pole hulk osavõtjaid ja vaatajaid ikka otsusega rahul. Võimalik, et laureaadi nimetus tõstab kellegi enesehinnangut, aga minu arvates ei korva see nii paljude närvirakkude kaotamist korraldajate, žürii ja osalejate suhete klaarimisel. 

 

Kui aga festival on pidu, siis läheb võistlusmoment kaduma ja esile kerkivad teised väärtused. Võimalus suhelda, veeta mõni loominguline päev «omade» sõbralikus õhkkonnas, puhata hinge, lõbutseda, laulda nii palju kui süda ihkab, näha ja kuulda midagi uut — see kõik näib mulle palju olulisem. Sel juhul võidab žanr kui selline — kui ikka sajad inimesed leiavad aega ja vahendeid, et seitsme maa ja mere tagant festivalile sõita, siis, tähendab, on tegemist millegi väärtuslikuga. Muidugi leidub alati neid, kes mõne asjaga rahul pole — inimloomus on juba kord selline. Ainult et konkursile iseloomulik kirgedemöll pole siin võimalik ja ka korralduslikel-olmelistel põhjusel esitatud prentensioonid pole nii hirmsad. Pealegi jätab see formaat ruumi loomingulisusele — selle raames võib kutsuda ellu terve hulga huvitavaid sündmusi ja teha teoks kõige ootamatumaid ideid.

 

Võin oletada, et festivali külalised, kes saabuvad Tartusse juba mitmendat korda, hakkavad päeva jooksul tundma vajadust mingite huvitavate vaatemängude järele, lisaks õhtustele kontsertidele. Kui mitte järgida autorilaulu žanri puhtuse ranget joont, vaid püüda lähtuda ideest, et «kõik teemad on tähtsad», võib ette panna terve rea köitvaid üritusi. Mina näiteks pean võimalikeks järgmisi variante:

 

— poeetiline võõrastemaja, kus autorid loevad oma luuletusi. Seda võib teha romantilises ümbruses, küünalde ja taustamuusikaga, võluva juhiga (minu meelest võiks üks Ljudmila tütardest vabalt seda rolli täita). Aga võib-olla ka autorite töötoa vormis, kus mõni auväärne poeet luuletusi kommenteerib.

–  täismahus kontsert mõnelt autorilaulu «tähelt», kes on ekstra selleks festivalile kutsutud. Oletan, et paljud tuntud autorid ei ole eriti huvitatud sõidust teise linna, kui neil tuleb esitada vaid paar-kolm laulu ühisel kontserdil, aga soolokontsert neile seni tundmatu kuulajaskonna ees ärataks neis palju rohkem osalemishuvi. Teisalt, ega selliseid «tähti» pole palju tarvis –  kahepäevase formaadi puhul oleks ühe suurkuju kontsert täiesti piisav.

–  muusikalis-kirjanduslikud etendused või programmid, mis on eraldi etendustena varem ette valmistatud — midagi nende suurepäraste autoriprogrammide taolist, mida teeb Marina Melamed Jeruusalemmast. Usun, et kindlasti on teistelgi autoritel midagi sellist varuks. See on huvitav veel sellegi poolest, et siin puutuvad kokku eri žanrid — autorilaul, poeesia, teater ja ehtne kirjandus. 

— autorilaulu kontsert mõnes teises keeles (peale vene keele). Festivalile saabub ju külalisi paljudest maadest. Lisaks eestikeelsetele lauludele oleks huvitav kuulda ka soome, saksa, tšehhi ja läti laule, ühesõnaga, laule osalevate maade keeltes. Kui ise loodud laule pole, võib soovitada esitada tuntud autorite laule tõlgituna elukohamaa keelde. Kui osalejatele sellest varakult teada anda, oleks tegemist igati huvitava katsega. Või siis kasutada kauneid laule, mida neis maades tuntakse … Olen kindel, et see laiendaks meie teadmisi teiste maade kultuurist ning pakuks ka esinejatele ebatavalise ja õpetliku kogemuse.

– temaatilised kontserdid: näiteks humoristlikus või paroodia võtmes, piraadi- või kauboistiilis, lastelauludest — kas variante vähe on! See võiks olla igal aastal erinev, teema tuleks varem välja kuulutada, et osalejad saaksid valmistuda. Usun, et isegi tuntud laulu hiilgav esitus tekitab saalis vastukaja, rääkimata sellest, kui võib kuulda häid, aga meie jaoks uusi laule.

– Mõnele meie seast lahkunud tuntud autorile pühendatud kontsert. See võib olla seotud kellegi juubeliga, mälestusüritusega või ka lihtsalt niisama — põhjusel, et korraldajad seda autorit armastavad. Ka sel juhul tuleb osalejaid  teemast varakult teavitada, et nad saaksid selle autori laule või luuletusi ette valmistada, ning õhtujuht võiks etteasted neist jutustades üheks tervikuks liita. Võiks kasutada ka videoklippe, filmikatkendeid, slaide jpm.

 

Need mõtted tulid esmajärjekorras pähe. Arvan, et pikemalt järele mõeldes võiks lisada veel terve rea teemasid — peaasi, et oleks huvitav sellega tegelda. Taolised programmid ei pea olema pikad, märksa tähtsam on, et need oleksid värvikad ja meeldejäävad.

 

Teine aspekt: kuidas arendada festivali seda poolt, mis teeks ta ülelinnaliseks kultuurisündmuseks. Kohalike võimude positsioon paistab mulle väga kultuurne, sest kaugeltki mitte iga administratsioon ja ametnik ei ilmuta sedasorti projektide vastu vähimatki huvi, rääkimata veel rahalise toetuse jagamisest. Usun, et linnavalitsuse toetust rakendades saab teha festivali sündmuseks, mida lisaks autorilauluhuvilistele pikisilmi ootab ka lihtsalt linnarahvas. Tartu pole suur linn ja siin leiab vastukaja iga huvitav üritus. See kaasab uusi sponsoreid, soodustab eri keeli kõnelevate kogukondade teineteisemõistmist ja kultuuride kokkupuuteid. Ja lõppude lõpuks toob see ka linnale täiendavaid sissetulekuid ning loob huvitava kultuurikeskkonnaga koha maine.

Festivali raames võib ette kujutada järgmisi üritusi: 

– kohalike käsitöömeistrite ja kunstnike loomingu näitus;

– eesti köögi festival, mis seisneks huvitavas menüüs koos esitlusega õhtustel koosviibimistel või kohalike kulinaariatoodete müügipunktides kontsertsaalide läheduses;

– laste loomingu näitus — kohaliku kunstikooli või millegi muu taolise oma, mis linnas tegutseb;

– Tartu tuntud kultuuritegelaste — kunstnike, ajaloolaste, arhitektide ja teiste väljapaistvate linnalenike loengud linnast, Eestist, etnograafiast, ühesõnaga, mistahes huvipakkuval teemal;

– konjakitehase Ararat esindaja loeng tundud konjakimargi loomise ajaloost, viinamarjakasvatuse ja tootmise eripäradest — võib-olla isegi koos degusteerimisega!

 

   Ma ei tunne kohalikku eripära, seepärast võin välja pakkuda vaid omapoolse nägemuse. Pererahvale on selgem, mida nimelt on võimalik festivali programmi lülitada, mida on kergem korraldada ja mis on nende arvates huvitav ja ligitõmbav. Mulle näib, et  see kõik on täiesti võimalik. Ideid, kui järele mõelda, pole vähe — tavaliselt pole ju asi ideede puudumises, vaid nende elluviimises. Nagu ütles Bulat Okudžava: «Tõeliselt ägedaid inimesi on vähe — seepärast pole ka eestvedajaid.» Tartu festivali puhul on «ägedaid» — selle sõna heas tähenduses — tegijaid piisavalt. Seepärast soovin neile siiralt vaibumatut energiat, entusiasmi ja optimismi. Need omadused on hädavajalikud, kui siduda end nii mastaapse, vaevanõudva ja keerulise ettevõtmisega, nagu seda on laulufestivali korraldamine. Ljudmilat ja tema meeskonda vaadates pole mul vähimatki kahtlust selles, et nad saavad hakkama. Meie aga püüame neid toetada, kuidas suudame.

 

Sel aastal muutus mu suhtumine sügisesse. Tean nüüd, et on olemas paigake, kus saab energiaallikast jõudu ammutada, sügisnukrust peletada ning selle kuldse aja võlu ja veetlust tajuda. Ja ma naudin järgmist sügist juba ette — mis kahtlemata pole kaugeltki pisiasi. Tulla sügisel külla kellegi sooja koju — mis võiks olla veel meeldivam? Juba üksnes selle eest võib öelda festivalile — aitäh.

 

Tõlk Mirjam Lepikult


Anonymous
324 дня назад Цитата

Хорошо, что сделан перевод этого отзыва, Люда, советую его показать мэру города. Читал тут статистику, мол в третьем квартале этого года выросло число туристов в нашем городе. Интересно, не задумывались ли они, что в этом есть  заслуга и фестиваля? Как думаете?

Сергей


mellnov-mellnov
Людмила Месропян
Привилегированный пользователь
324 дня назад Цитата

Сергей, посмотрим как получится дальше, понимаете, не особо хочется быть в роли просителя и клянчить. В конце концов, все те, кто находится в зале такие же налогоплательщики как весь народ и имеют право на поддержку властей. Надеюсь, что на наш проект, который мы отправили в нужные сроки ответят положительно. Пока ничего сказать не могу. Будем  заниматься своим делом. Как видите, программа на весь сезон уже расписана. Еду 23 числа в Таллинн на фестиваль «Свет в декабре, где представлю уже нашу «Музыку листопада». Если ничего не помешает, думаю у нас все получится. Спасибо за поддержку.


Anonymous
323 дня назад Цитата

Вам хорошего фестиваля и Рождества, Людмила. Присмотрите нам поинтереснее авторов. С.


Anonymous
245 дней назад Цитата

написано грамотно и все точно подмечено, был, видел, проникся. приеду еще.

всегда ваш, Александр, Псков


Николай
244 дня назад Цитата

Копался в инете и вот что нашел, Людмилка. Видишь какая ты молодец. 

такой отзыв от бардовской братии сложно получить.

1 и 2 октября 2011г, в уютном эстонском городке Тарту прошёл фестиваль авторов и исполнителей: «Музыка листопада», организатор — Людмила Месропян. Фестиваль собрал интересных представителей бардовской песни из Прибалтики, России, Германии, Чехии, Финляндии. Московские и Санкт-Петербургские гости подняли уровень фестиваля на должную высоту, что сразу же было отмечено, как самими участниками, так и СМИ. Из Москвы, в качестве почётных гостей, приехали: Виктор Попов, Кирилл Модестов, Марина и Игорь Саркисовы; из Питера — Вячеслав Ковалёв и Антон Духовской, получивший приз зрительских симпатий! Из Латвии были приглашены:А.Бекназаров, А.Петров, С.Буданов, В.Соляр и В.Солдатенко, ставший единственным лауреатом фестиваля. Организация фестиваля тоже не вызывала ни малейших нареканий, если так пойдёт далее — мероприятие войдёт в список самых значимых фестивалей, проводимых в России и Европе, таких, как Пущинский, Самарский, Питерский или фестиваль в Коломенском. В добрый путь, фестиваль!

http://eklektika.lv/photo/festivali/festival_v_tar…


Viktoria
tuTcYBnkKe
53 дня назад Цитата

Such a deep anewsr! GD&RVVF


Aisach
EFpHPWdRGenFsHbTM
52 дня назад Цитата

Thinking like that shows an eprext’s touch


Velen
NuuvuhPxhmcJbLYUxwT
51 день назад Цитата

I can’t believe you’re not plaiyng with me—that was so helpful.