Маленькая эстонская баллада

tar-01

Группа самарских бардов приняла участие в фестивале «Музыка листопада» в Тарту (Эстония)

Собственно, большая часть самарской делегации в составе Андрея Колесникова, Максима Чикалова и Ирины Вольдман проследовала в этот небольшой прибалтийский городок прямиком с другого континента — из Америки, где у них также состоялась череда выступлений. По их собственному признанию, за две недели пребывания «за морем» у них созрело уже желание облобызать родную землю, однако желание встретиться с эстонской публикой было сильнее — и ясным октябрьским утром мы ступили на тартускую землю.

tar-02

К нашему приезду листья деревьев были уже с эстонской старательностью покрашены в желтые и красные цвета, улицы, внешне весьма похожие на самарские, дышали чистотой и благоустроенностью, даже хрущевки имели какой-то по-европейски ухоженный вид. Из-за этого нас частенько преследовало чувство, что Тарту — не совсем город, а все-таки декорация фильма, особенно когда мы увидели памятник целующимся студентам на фоне городской ратуши — картина, знакомая многим по фильму «Соломенная шляпка». Кстати, эстонцы уже достигли того уровня демократии, когда в ратушу (по-нашему, мэрию) может зайти любой желающий, даже провести там собрание в зале или подняться по крутой винтовой лестнице в кабинет мэра.

tar-03

Между прочим, тартусский мэр лично поучаствовал в бардовском фестивале и, вспоминая молодость, спел со сцены рок-песню, а во время антрактов свободно общался с тем народом, который любит авторскую песню. Вообще у нас создалось впечатление, что у эстонцев отношения с государством очень… интимные. На фестивале выступали и эстонские барды. Один из них пел песню на певучем эстонском языке (у них даже слово музыка звучит как «муузика»). По его словам, в песне говорилось о «взаимоотношениях государства и человека». А по моим ощущениям, это был такой нежный и лирический медлячок — в общем, есть чему позавидовать. А потом тот же бард спел песню на смерть предыдущего президента. О появлении песни он рассказал примерно так: «В тот день, когда случилось это печальное событие, я долго переживал и никак не мог успокоиться, а когда вечером пришел домой, то достал книгу стихов под названием «Свет любви» — и сразу же нашел стихотворение, которое стало песней». Звучало это очень нежно. Потом Игорь Жук — известный украинский бард — выразил общее мнение неэстонских бардов: потому что нам всем захотелось, чтобы у нас были такие президенты, на смерть которых можно было бы написать такую песню (впрочем, мы не опрашивали русских бардов из Америки и Европы).

В дни фестиваля в Тарту проходил ежегодный марафон. Там вообще много мероприятий и традиций, которые объединяют горожан. В этот день город разделился на две части: первая — большая — бежала дистанцию. Среди бегущих были и чрезвычайно светловолосые малыши и их ужасно высокие и длинноногие мамы, эстонские блондинки и седая профессура: градообразующим «предприятием» в городе является университет, открытый тут еще в 1632 году шведским королем. Другая же часть жителей аплодировала бегущим. Барды, как всегда опаздывающие на свой концерт, тоже пробежали часть дистанции, но явно с большей одышкой. Зато они смогли устроить эстонцам песенный марафон: концерт длился более 7 часов и задумчивые эстонские слушатели его тоже выдержали достойно!

tar-05

При этом крупные самарские авторы — бард Колесников и бард Чикалов — выступали в номинации «гости», а наш женский дуэт Вольдман-Григорьян оказался в суперлегком весе среди участников и объективно выглядел весьма легкомысленно на фоне других, очень весомых женских дуэтов из Израиля. После чего мы сделали вывод о том, что надо работать над своим удельным весом.

tar-04

Фестиваль «Музыка листопада» проходил в концертном зале Тартусского университета, где играл некогда Ференц Лист. Колонны там сделаны из балтийских сосен с выдолбленной сердцевиной — для улучшения акустики. Может, поэтому протяжные песни о несчастной женской любви воспринимались тут зрителями с особым упоением, а наш волжский оптимизм слегка удивил загадочные эстонские души. Тем не менее честь исполнить гимн фестиваля выпала именно самарской делегации — в нашем исполнении он отныне и будет звучать на этом мероприятии.

tar-06

После фестиваля в Тарту самарские барды посетили с концертом столицу Латвии Ригу, где каждый мужчина хоть чем-то немного похож на Мищуков, где соборы Старого города внушают трепет, а домики кажутся и вовсе игрушечными. С невыразимой ностальгией пелись тут песни Юрия Панюшкина — родина звала, по е-мейлу нам слали расписание самарских концертов, которые отныне придется чередовать с зарубежными вылазками: авторская песня живет везде, где люди хотят радоваться жизни и восхищаться друг другом.

Дарья Григорьян